За последние пять лет по обвинению в коррупции государственных и муниципальных постов в России лишилось 3767 человек. Все они в настоящее время находятся в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия (список), и больше не могут быть допущены на государственную или муниципальную службу.
Наш эксперт выяснил, что большая часть нарушений, из-за которых эти люди лишились полномочий, произошла из-за банального незнания антикоррупционного законодательства. О том, как обезопасить себя от малейшего подозрения в коррупции, рассказал директор АНО ДПО «ИГМУ» Виктор Сеньков.
«К сожалению, на сегодняшний день конфликт интересов – серьезный бич для муниципального звена, это связано с различными местечковыми факторами. Руководители местных администраций, школ, садов недостаточно осведомлены о тонкостях антикоррупционного законодательства и довольно часто становятся заложниками элементарных ошибок. Известно множество случаев, когда люди лишались должностей в связи с утратой доверия за «копеечный» проступок и избежать такого увольнения можно было одним простым уведомлением», - рассказал эксперт.
Один из ярких примеров – скандальное дело в связи с утратой доверия главы Приморско-Куйского сельсовета Заполярного района Ненецкого автономного округа Таратина В.А. в 2021 году. Чиновник оформил в аренду администрации автомобиль своего сына, не уведомив антикоррупционную комиссию о конфликте интересов. Договор на сумму в 27 тысяч рублей стоил ему должности и нескольких лет жизни, потраченных на всевозможные попытки отстоять свое кресло и имя, и все зря – должность потерял, деньги в бюджет вернул. Еще и в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, загремел на пять лет.
«Тут важно понимать, что Таратин утратил доверие вследствие непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а не потому, что заключил договор с сыном. Он создал ситуацию, при которой его личная заинтересованность влияла или могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей и при которой могли возникнуть противоречия между его личной заинтересованностью и законными интересами сельского поселения, нарушив тем самым интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Но вина в том, что он не исполнил обязанность по урегулированию конфликта интересов в комиссии по контролю за соблюдением лицами, замещающими муниципальные должности, ограничений, запретов и обязанностей, установленных законами», - пояснил Сеньков.
Мало кто знает, такая мера ответственности за совершение коррупционных правонарушений, как внесение лиц из числа служащих и чиновников в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, существует с 2017 года. Основная идея в том, что, помимо наличия в трудовых книжках лиц, уволенных в связи с утратой доверия, соответствующей записи, они попадают в единую базу данных, она открыта и содержит полную информацию о том, где, когда и при каких обстоятельствах им было совершено преступление.
По словам Виктора Сенькова, одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (ст.13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Под конфликтом интересов в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ч. 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Важно! Федеральным законом Российской Федерации от 11.06.2022 № 160-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при проведении закупок для:
- руководителя заказчика, руководителя контрактной службы, работников контрактной службы, контрактных управляющих (ч. 7 ст. 38 44-ФЗ);
- членов комиссии по определению поставщика (ч. 10 ст. 39 44-ФЗ).
Напомним, за нарушение этого требования можно уволить в связи с утратой доверия сотрудника по трудовому договору, а не только госслужащего.